Дизелю закрыли въезд в Европу. Тенденция

Российские переработчики нефти ближайшие десять лет собираются наращивать объемы выпуска светлых нефтепродуктов — главным образом дизельного топлива, поставляемого в основном на экспорт. Но спрос на него за рубежом может существенно снизиться после того, как войну солярке объявила Европа из-за негативного влияния на окружающую среду. Продажи дизельных автомобилей там уже упали на 8% в 2017 году, и мировые автопроизводители планируют отказаться от их производства еще до того, как Россия завершит программу модернизации своих НПЗ.

Россия в 2019 году, про прогнозу Минэнерго, может увеличить переработку нефти до 288 млн тонн. Производство бензина при этом вырастет до 43,1 млн тонн, дизельного топлива — до 80,4 млн тонн (рост на 9,9% и 4,5% соответственно к уровню 2017 года). Такую динамику обеспечивает начатая в 2011 году масштабная программа модернизации нефтеперерабатывающих заводов в РФ, которая должна завершиться до 2027 года. К 2020 году производство увеличится до 41,4 млн тонн автобензина и 90 млн тонн дизтоплива, крупнейшим потребителем которого является Европа.

На дизтопливе в Европе, по данным Ассоциации европейских производителей автомобилей, в 2016 году ездила почти половина купленных за тот год машин, хотя еще в начале 1990-х годов этот показатель не превышал 15%. С этого времени продажи дизельных автомобилей как наиболее экономичных и экологичных стимулировали как власти стран ЕС, предоставляя покупателям налоговые льготы, так и компании-производители, наращивая мощность и скоростные характеристики при сохранении низкого потребления топлива.

Зеленый скандал

Но одновременно с активным ростом парка дизельных машин ужесточались экологические требования к автомобильным двигателям. Под давлением экологических организаций были приняты стандарты «Евро», которые предполагают постепенное снижение выбросов вредных веществ в атмосферу. Последний, принятый в 2015 году экологический класс «Евро-6» устанавливает максимально допустимое содержание двуокиси углерода на уровне 0,5 г/км, а оксидов азота — не выше 0,08 г/км. Работающим на тяжелом топливе даже самым современным двигателям соответствовать таким параметрам очень сложно. А их приведение к современным экологическим стандартам, по оценкам экспертов, повысило бы стоимость автомобилей на 20%.

В связи с этим автоконцерны пошли на крайние меры, что обернулось в сентябре 2015 года самым громким скандалом в истории автоиндустрии. Агентство по охране окружающей среды США обвинило одного из крупнейших мировых производителей, Volkswagen, в махинациях при сертификации своих автомобилей на уровень экологической безопасности. Проверки показали, что на турбодизельные двигатели основных моделей группы было установлено программное обеспечение, которое занижало показатели выброса вредных веществ. При прохождении проверки бортовой компьютер включал специальный режим очистки сгоревшего топлива от вредных выбросов, в то время как при нормальной эксплуатации количество вредных газов превышало стандарты «Евро-5» в десятки раз. С 2009 года корпорация продала более 11 млн машин, снабженных программным обеспечением, позволяющим обойти действующие в США и ЕС экологические нормативы. После обнаружения обмана Volkswagen согласился выкупить дефектные автомобили или бесплатно их отремонтировать с выплатой компенсации каждому владельцу.

А выброс и ныне там

Но крестовый поход на дизельные двигатели уже начался, и его основным лоббистом стала германская неправительственная организация Deutsche Umwelthilfe (DUH), занимающаяся вопросами экологии, а главным идеологом кампании — руководитель НПО Юрген Реш.

В организации уверяют, что с 2015 года ситуация с выбросами дизельных машин не изменилась. Как сообщила DUH в сентябре, большинство автомобилей, оснащенных за последние три года новыми дизельными двигателями, отвечающими экологическому стандарту «Евро-6», выбрасывают в атмосферу столько же вредных веществ, сколько и более ранние их аналоги. С октября 2015 года НПО провела около 1,2 тыс. тестов на 110 дизельных автомобилях и обнаружила, что реальные показания вредных выбросов многих автопроизводителей очень отличаются от заявленных.

Выход из этой ситуации, по мнению DUH, в полном запрете использования дизельных автомобилей по меньшей мере в Германии. Организация еще в 2015 году через суд потребовала от властей Штутгарта и Дюссельдорфа запретить в этих городах использование автомобилей с дизельными двигателями. Это требование пытались оспорить в судах автопроизводители и федеральные земли Баден-Вюрттемберг и Северный Рейн—Вестфалия. Но в феврале 2018 года Федеральный административный суд Германии признал действия местных властей правомерными. Суд счел, что такой шаг связан с необходимостью препятствовать увеличению вредных выбросов в атмосферу. По данным экологов, в 70 крупных городах Германии уровень оксида азота в воздухе превышает установленные в ЕС нормы, в том числе в Штутгарте — более чем вдвое.

Решают свои экологические проблемы подобным образом и другие крупные города. В 2016 году на международной конференции в Мексике мэры Парижа, Мадрида, Афин и Мехико договорились к 2025 году полностью закрыть свои города для автомобилей c дизельными двигателями. Власти Парижа, как и их коллеги из Лондона, которые до этого стимулировали покупку таких машин, готовы платить €10 тыс. каждому, кто сменит их на электрокар или гибрид.

Красный свет для дизеля

Введение запретов на дизельные автомобили в крупнейших городах Германии ускорило заявление еврокомиссара по вопросам экологии Кармену Веллы, который в мае сообщил о намерении подать судебные иски к Германии и еще пяти европейским странам за несоблюдение ими норм загрязнения воздуха. Власти Гамбурга закрыли два ключевых участка города для проезда легковых и грузовых дизельных автомобилей, не отвечающих современным нормам выхлопа вредных веществ. Но пока из этого правила есть много исключений, так что некоторые экологи назвали этот шаг скорее символическим, чем эффективным. С января 2019 года ограничить въезд в город для дизельного транспорта собирается немецкий Ахен. Запрет будет введен, если властям города не удастся очистить воздух другими способами.

А в начале сентября административный суд Берлина по иску DUH обязал власти города запретить проезд дизельных автомобилей как минимум по 11 участкам городских дорог. Ограничение распространится с 1 апреля 2019 года на все транспортные средства с уровнем выхлопа от «Евро-1» до «Евро-5» включительно.

С 1 сентября «дизельный запрет» введен и в Брюсселе, где дизельных автомобилей около 62%. Он касается автомобилей с дизельными двигателями, зарегистрированных до 1997 года. За несоблюдение этих требований владельцев ждет штраф €350. Контролировать возраст автомобилей будут при помощи камер слежения. Однако владельцем «запрещенных» автомобилей будет разрешено пользоваться ими восемь дней в году после уплаты €35 за каждый день вождения.

С 2019 года запрет на въезд в Брюссель будет распространен на дизельные автомобили, зарегистрированные до 2006 года, и легковой транспорт на бензиновом ходу, находящийся в эксплуатации более 18 лет. До этого «экозоной» был объявлен центр Антверпена, а с 2020 года запрет на въезд дизельных автомобилей будет введен в Генте.

Впрочем, потребители не стали дожидаться введения запретов и начали отказываться от покупки дизельных автомобилей сразу после «дизельгейта». По данным Jato Dynamics, в 2017 году продажи таких машин в Европе упали на 8%, а их доля на рынке в целом уже снизилась до 43,8%. Отреагировали на ограничения и автопроизводители.

Итало-американский концерн Fiat Chrysler Automobiles (FCA, включает бренды Jeep, Ram, Dodge, Chrysler, Maserati, Alfa Romeo и Fiat) к 2022 году собирается полностью отказаться от производства легковых автомобилей с дизельными двигателями из-за резкого снижения спроса и быстрого роста издержек. Японский автоконцерн Toyota намерен до конца 2018 года отказаться от продажи в Европе дизельных автомобилей, а также от разработок новых силовых установок на тяжелом топливе. К 2025 году Toyota полностью прекратит выпуск машин с бензиновыми и дизельными силовыми установками, сконцентрировавшись на электрокарах. Отказываться от производства дизельных машин собираются и другие автоконцерны. В связи с этим, по прогнозу Barclays, доля автомобилей с дизельным двигателем в общем производстве автомобилей в Европе может сократиться до 27% к 2025 году с 52% в 2015 году.

Эта тенденция уже через несколько лет может создать проблемы со сбытом российского дизельного топлива в Европе, считают эксперты. Однако, отмечают они, до полного отказа от дизельных двигателей в ЕС еще очень далеко, поскольку продолжает эксплуатироваться большое количество дизельных автомобилей.

 

Источник: ecoindustry.ru